Страничка воспитателя

 

О развитии речи дошкольников

Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.
Основные задачи развития речи, которые ставят перед собой воспитатели нашего детского сада:

  • Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса. Необходимо добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл употребляемых в речи слов, но и активно использовали их в повседневной речи.
  • Работа над грамматическим строем речи. Слова – это «кирпичики», из которых складывается речь. Грамматика – нормы изменения слов и соединение их в предложения. Это изменение слов по числам, падежам, родам, построение простых и сложных предложений.
  • Формирование звуковой культуры речи – умение слышать и воспроизводить все звуки родного языка. Это работа над системой ударений в словах, интонационным строем родного языка, четким произношением всех звуков и слов, темпом речи и силой голоса.
  • Формирование и развитие словарной речи (диалогической и монологической). Диалог – разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать, отвечать, объяснять, рассуждать, слушать и понимать. Постепенно включается в речь ребенка монолог – это более сложная форма речи: составление ребенком небольших рассказов, сказок, умение пересказать историю, составление рассказов о предмете, картине или серии картин, связанных одним сюжетом.

Для решения этих задач  создается информационно-развивающая среда: ситуации, мотивирующие общение детей – различные ролевые игры, словесно-дидактические игры, атрибуты для разыгрывания сказок, стихов; в занятия и повседневную жизнь детей включена пальчиковая и артикуляционная гимнастика, игры, провоцирующие спорные дискуссии.

Все занятия проходят эмоционально, динамично. Общение происходит по схеме: «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», что позволяет детям быстрее адаптироваться в речевой среде.